Вы здесь: Главная Статьи и публикации о ГИС Статьи и публикации о ГИС Морская навигационная картографическая система
^ВВЕРХ
Современные судовые навигационные электронные картографические системы
Характеристика электронных картографических систем.
В настоящее время судовые электронные картографические системы подразделяются на следующие типы:
ЭКНИС (ECDIS) – морская навигационно-картографическая система, удовлетворяющая требованиям национального морского регистра («Правила по оборудованию морских судов») и международным требованиям (IEC-61174 Ed.3.0 -2008).
СОЭНКИ – речная навигационно-картографическая система, удовлетворяющая
требованиям национального речного регистра («Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания ч.4 п. 25.10» и РД 52-013-01 «Системы отображения электронных навигационных карт и информации для внутренних водных путей»). СОЭНКИ, имеющая сертификаты речного и морского регистров (удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к ЭКНИС) предназначена для судов смешанного плавания.
ЭКС (ECS) – электронно-картографическая система, удовлетворяющая требованиям стандарта IEC-62376(2010) ), предназначенная для использования на судах каботажного и внутреннего плавания. Стандарт рассматривает 3 типа ЭКС (классы «А», «B» и «C») и определяет требования к ним. Выполнение системой требований указанных стандартов подтверждается «Свидетельством о типовом одобрении» (сертификатом), выдаваемым соответствующим Регистром.
Есть один важный и принципиальный момент. Система может считаться ЭКНИС или СОЭНКИ, если она удовлетворяет требованиям Регистра и на ней установлены откорректированные официальные электронные карты. Тогда по ней разрешается осуществлять официальное судовождение (т.е. можно не вести текущую исполнительную прокладку по бумажной карте, а использовать электронную карту).
Для ЭКС классов «А» и «B», стандарт IEC-62376(2010) допускает использование их в качестве основного навигационного средства с использованием неофициальных карт. ЭКС класса «С» может использоваться только как вспомогательная информационная система.
При судовождении по электронной карте, на судне обязательно должна быть резервная система, на которую судоводитель «перейдет» в случае ее отказа.
В качестве резервной системы может использоваться:
Первый вариант позволяет совсем отказаться от бумажных карт, а значит и не иметь проблем с их покупкой и корректурой.
Во втором варианте есть существенный недостаток, заключающийся в необходимости «параллельной» поддержки и корректуры как электронной, так и бумажной коллекции карт.
Если указанные требования (требования регистра и карты) не выполнены, то картографическая система рассматривается как вспомогательная информационно-картографическая система.
Судоводитель, в этом случае, обязан осуществлять судовождение по бумажной карте.
Исходя из этих требований, реализуются функциональные возможности, изложенные в вышеуказанных стандартах. Они очень похожи.
Принципиальные отличия состоят в следующем:
Все ЭКНИС и СОЭНКИ должны иметь минимальный размер картографического изображения 270х270 мм.
Основные виды электронных карт.
Существуют два основных вида электронных навигационных карт (ENC):
Растровые карты (RNC) – это, по сути, сканированные копии бумажных карт, «привязанные» к координатной сетке.
Недостатки растровых карт:
Векторные карты.
В их основе – электронная база данных о картографических объектах. Такое представление позволяет хранить карту как совокупность отдельных элементов, лишено недостатков растровых карт и дает много дополнительных возможностей:
Сравнивая их можно сказать, что использование векторных карт более безопасно и удобно. В настоящее время покрытие мирового океана примерно на 90% обеспечено векторными картами.
На сайте есть все что нужно знать о ГИС
Все о ГИС специального назначения
Сайт для тех кто хочет все знать о ГИС
Сайт для тех кто изучает ГИС
Сайт для тех кто участвует в развитии ГИС